Кто такой страховой омбудсмен?

17.10.13

Кто такой страховой омбудсмен?Первые страховые омбудсмены появились десять лет назад в Германии в период, когда немецкие страховые компании переживали трудные времена. Поскольку обычный потребитель не всегда мог отстоять свои права в правовых спорах с профессионалами  бизнеса, был создан новый правовой институт, обеспечивающий баланс между страховыми компаниями и их клиентами и позволяющий решать конфликты между ними «на равных».

Отечественный институт омбудсменов строится по немецкому образцу: создается специальный совет из представителей страховых компаний, который возглавляет правозащитник, назначаемый на 5 лет. Независимость правозащитника обеспечивает совет.

Омбудсмен занимается рассмотрением жалоб от потребителей на страховые компании, представители которых входят в совет. В тех случаях, когда обращение страхователя затрагивает интересы многих других лиц, дело отправляется в суд. Омбудсмен также не уполномочен решать споры между юридическими лицами и страховыми компаниями.

На рассмотрение заявки омбудсмену предоставляется 4 месяца. В год такой правозащитник рассматривает до 18 тысяч обращений. При этом он может рассматривать дела, сумма выплат по которым не превышает 100 тысяч евро. Решения омбудсмена, принятые по претензиям до 10 тысяч евро, обязательны для исполнения и не подлежат обжалованию.

Вообще, основной акцент деятельности омбудсмена – некрупные страховые случаи. К слову, около трети всех обращений (35%) решается в пользу физических лиц.

Омбудсмен располагает целым штатом из 18 юристов, каждый из которых  несет ответственность за определенный вид страхования.

Весь этот институт финансируется страховыми компаниями, входящими в совет: они отчисляют процент от объема сборов в пользу аппарата омбудсмена. В ходе судебных разбирательств физическое лицо, обратившееся к омбудсмену, не платит за его услуги ни копейки – все оплачивают страховые компании, вне зависимости от того, в чью пользу вынесено решение.

Предполагается, что такие же обязанности будут у страхового омбудсмена и в России.

Несмотря на то, что страхование у нас не может сравниться с немецкой системой, внедрение нового аппарата окажется полезным – он позволит решать всевозможные  конфликты между страховщиками и страхователям в досудебном порядке.

Отечественный страховой омбудсмен, скорее всего, будет заниматься преимущественно водительскими проблемами, поскольку у нас этот вид страховки пока является самым массовым.